StuhlbergR 1994-2007 ©
|
О сайте и его авторе и вообще, что такое литературное Дао
Даосизм. История даосизма
Даосизм (так же, как и конфуцианство) зародился в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы "Дао дэ цзин". Начиная с правления династии Восточная Хань, во II в.н.э., складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных божеств объявляется Лао-цзы. В этот период даосизм формируется как религиозная система. При императоре Шуньди (династия Восточная Хань) (125-144 г.н.э.) особой популярностью пользовался проповедник Чжан Лин (34-156 г.н.э.), основавший секту "Удоуми дао" ("Путь пяти мер риса"). Приверженцы секты почитали Лао-цзы как великого учителя. При императоре Линди (династия Восточная Хань) (167-189 г.н.э.) Чжан Цзяо основал новую даосскую секту "Тайпин дао" ("Путь великого спокойствия"), священным каноном которой стало сочинение "Тайпин цинлиншу". В 184 году в Китае произошло восстание желтых повязок, которое возглавил Чжан Цзяо. В восстании приняли участие и сторонники "Удоуми дао". В период Южных и Северных династий (IV - VI век н.э.) в даосизме произошло деление на две основные ветви: "Путь северных небесных наставников" и "Путь южных небесных наставников" При императоре Сюаньцзуне (712 - 756 г.н.э.) династии Тан (618 - 906 г.н.э.) даосизм принял формы государственной религии. Даосские сочинения "Лаоцзы", "Чжуанцзы", "Лецзы" стали именоваться "истинными канонами", в каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм. Император Чженьцзун (998 - 1022 г.н.э.) из династии Сун приказал собрать и отредактировать новый "Дао цзан" - даосский канон.
На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI - X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества. В период правления монгольской династии Юань (1279 - 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений. Когда китайский престол заняла национальная династия Мин (1368 - 1644) даосизм вновь возродился, однако при следующей манчжурской династии Цин (1644 - 1911) даосизм постепенно перестал играть особо важную роль в духовной жизни Китая. Название "ДАО" предположительно происходит от наименования одной из древних китайских шаманских практик - "гуй дао". В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков).
К XX веку влияние даосизма постепено уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек. Идеология даосизма: Важнейшим положением даосизма является понятие Дао. Кроме того, важной концепцией является понятие "у-вэй" (недеяние), согласно которому, следует пребывать в этом мире, не напрягая ум. "Сколько ни напрягай и не тренируй язык, вкус от этого ярче не почувствуешь..."
Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуанцзы. В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия. В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты. В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны. Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай и хуанлучжай, а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци", во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.
Справочный материал процитирован с авторского сайта Дмитрия Таевского "История Религии" (www.religion.babr.ru) с согласия автора.
Но это, так сказать, присказка. Сказку же, которая должна быть впереди, не обещаю. О своей же персоне особенно распространяться не вижу смысла, краткое резюме для потенциальных партнеров и работодателей можно увидеть здесь. Тем не менее...
"Ну вот, еще один графоман выискался", - проворчит кто-то, глядя на эти страницы. "Ну так что ж, - отвечу, - Не нравится - не заходи. Читай Толстого и Сартра в подлиннике и продолжай в том же духе, не интересуясь ни новой литературой, ни новыми авторами". Хотя, я не склонен думать, будто все, что выкладывается на литературных страницах Интернета, - графомания. Почти все - это правда. Только подчас откуда начинающему писателю (ну-ну, пусть и графоману) взять денег на издание своей книги? По опыту (не только личному) знаю, как неохотно идут издатели на новые контакты. Их понять можно: курицу с золотыми яйцами и сам держал бы поближе, нежели ходить не весть куда за фазаном, обещающим... те же самые яйца. Зато Интернет - уникальное информационное поле, позволяющее с минимальными затратами организовать себе такую аудиторию, которая не снилась и многим "бумажным" авторам. Все в наших руках. Сам себе промоутер, сам себе автор и вообще - все сам себе и в одном том самом пресловутом флаконе.
Если же принять за верное, что на произведения любого автора активно действуют всякие внешние предпосылки (те самые - общественно-политические, о которых нам твердили за любой партой, а также факты из биографии и проч.), то логично предположить было бы: достаточно проследить жизненный путь того или иного автора - вот и выстраивается картина его творческого Пути (Дао). Живи Достоевский в наше время - создал бы он своего Раскольникова?.. Вопрос... Нет, нет и нет - не уповайте на гений, пребывающий до поры до времени в Астрале и изредка являющийся к нам, смертным, в теле Камю, все того же Федора Михайловича или Матисса. Ибо гений пробуждается в силу жизненных обстоятельств, а не сам по себе. Ну кто не знает притчу о сапожнике, призванном быть величайшим полководцем всех времен, но до самой смерти прозябавшем среди своих кож и дратвы?..
Как-то мне довелось услышать от одного своего знакомого такое мнение: не будь Ерофеев алкоголиком - он все равно написал бы что-нибудь столь же значимое и мощное, как "Москва-Петушки". Только с другим сюжетом. Возможно, с другим подтекстом. Но все равно написал бы. Так это все равно, что рассуждать о том, что произошло, будь тот сапожник программистом на С++. Он не не стал им! Вот и все. Но все-таки он не стал бы и полководцем. У Ерофеева свое Дао, у полководца - свое, у меня - тоже свое. Есть Путь Вещей как для каждого отдельно взятого человека, так и Вселенский Путь. И одно без другого быть не может, как не может быть вода водою без одного "всего лишь" атома кислорода.
Есть изотоп. Это правда. Но все же мы не станем пить тяжелую воду. И изотоп Ерофеева - не станет автором "Петушков".
Вот и здесь - я попытался не только выложить свои произведения, что делают многие авторы, но и проследить, как же "докатился я до такой жизни". То есть, и до таких вот своих произведений.
Но Дао непознаваемо и всеобъемлюще, так что посмотрим, что получится...
Штулберг Р. Лето 2007
|
|
|