Авторский сайт Райво Штулберга |
HOME Проза Стихи PhotoAlbum Audio Прочее... Ссылки Гостевая Почта ДАО StuhlbergR 1994-2010 © |
Итак, вот перед вами список тетрадей. Впрочем, не всех, а только содержащих прозаические произведения, опубликованные на данном сайте. 1996 - 2006 г.г. Теперь уже довольно далекий, 1996 год был ознаменован именно началом моего творческого пути. По крайней мере, в это время было написано несколько осознанных произведений, при создании которых я действительно узнал муки творчества, а не "просто писал". Если не брать в расчет начальные творения 1995-го и начала все того же 1996-го, можно сказать, что тут как раз и наступило рождение моего литературного ДАО.
Тетрадь "Новая коллекция" относится также к 1997-му году. Это вторая по счету "серьезная" тетрадь, начатая летом 1997-го года циклом новелл "Последние герои", косвенно связанных между собой. Вторая тетрадь - это уже почти событие, это уже почти тенденция к творческому образу жизни. Но... вот и прошло 9 лет, теперь тетрадей накопилось 60, а о том, был ли какой-то смысл в их написании, - судить именно вам.
Что интересного рассказать про эту тетрадь?.. Она не вторая была и даже уже не третья, так что здесь, наверное, "процесс пошел", как говорится. Уже не писать нельзя; была просто продолжена тема мистики. Правда, "Город" - новелла "с суицидальным уклоном" - это уже немного другое, чем обыкновенное описание паранормального явления в какой-либо ситуации. Да и есть ли там что-то мистическое вообще? Первая вещица, написанная в самом городе Рязани, в полутемной комнатке вечером, в самом начале обучения в РГПУ (Рязанский Государственный Педагогический Университет (ныне - просто РГУ)). Отсюда и пошли "городские темы", часто связанные с употреблением алкоголя, бесцельным хождением по улицам, хотя... таким ли уж и бесцельным?.. Или все-таки в поисках чего-то? Чего? Но уж не Бездельник Цоя - это точно. Сродни медитации или городскому Дзен.
О! ну а с этой тетрадью - история почти особая. Все тот же первый курс того же РГПУ (1998 год), зима. На меня обратила внимание девушка, мы даже провели половину вечера вместе. Окрыленный, я на следующий и последующий дни единым духом написал сие, представленное теперь здесь. И дело не в том, что потом из того вечера ничего не выросло большего, а важен же сам процесс вдохновенного состояния автора. Воистину, убеждаюсь в который раз, что художник должен, как минимум, быть влюблен в свою Музу...
В этой тетради по странному стечению обстоятельств ужились как стихи, так и прозаические произведения. Хотя, больше здесь от стихотворного. Кажется, у меня в ту пору просто не было свободной тетради под рукой, а писать хотелось; вот и записал кое-что сюда. Значит, так оно и должно быть - тонкие миры не проведешь!.. ;)
Продолжение традиций "Занимательной азбуки", не больше. Но и не меньше. Хотя - уже без Музы абсолютно.
Попытка выявить нечто общее во всех депрессиях, время от времени охватывающих человеков. Но потом вылилось в описание некоей "средней" депрессии. Но это - непосредственно рассказ. А еще сюда вошли несколько вещиц, в том числе, и "Город-2" - новелла "оптимистическим уколном". Отнюдь не противовес "Городу-1", но - будто бы призыв судьбы даровать еще один шанс субъекту, измученному городским Дзеном. Не вышло... Ну и произведения "Я с похмелья" и "Я пьяный" - непосредственное описание с места событий. "Вокзал" - что-то подобное киносценарию "по приколу".
Эта тетрадь была утеряна вместе с одноименным романом уже на третьем курсе РГПУ, так по сей день и не восстановлена в полной мере. Не знаю... Наверное, не очень интересно повторять уже написанное, уже созданное и пережитое.
Тем не менее, входили в нее следующие произведения:
Одноименное эссе, написанное в стиле Шкловского, нечто перекликаемое со "Вторым Нюрнбергом..." из тетради "Статья". Пока не вставленная в этот сайт по причине простой: все события (выборы Путина еще на первый срок и т.д.) уже минули, но, может, представляет интерес в качестве громогласного: "Ну так я же вам и говорил, что так оно и будет!.." А я этого ненавижу.
Также тетрадь одного произведения. Одноименного. Робкая попытка выявить (или родить самому?) положительного героя и повести его к спасению через понимание (хотя бы понимание!) быть полезным обществу. Впрочем, анархизм оставил свое влияние и здесь. Нельзя в России без анархизма, ох нельзя. К сожалению, задуманного продолжения еще нет; возможно оттого, что убедился: исправившегося, положительного героя увидеть либо очень трудно, либо вовсе невозможно. А потому он и не очень интересен, если не надуман только. По отзыву одного моего знакомого, здесь присутствует лишь один интересный персонаж (и он не положительный (?)) - Константин, который целенаправлено пропил свою столичную квартиру и уехал допивать ее в деревню, ибо нет ничего в этой жизни интересного больше, уже нет и не будет.
Тетрадь "Faecis Sapiens" с одноименной повестью была утеряна одновременно с произведением "Идущий к солнцу" и также пока еще не восстановлена полностью. Возможно, по той же причине, что и "Идущий..." Но сам замысел мне до сих пор нравится (в один прекрасный день все люди превращаются ни больше ни меньше - в какашки...), так что, скорее всего, еще вернусь к этому.
Тетрадь Повесть-тоска - как сам я определил это произведение. Была написана в тяжелое для меня время, в период полного упадка сил. Но - в то же время, это - едва ли не единственный момент в моей творческой биографии, когда упадок сил в целом не сказался на творческом потенциале. (Хотя обычно, если плохо по-настоящему, то тут уже не до написаний каких-то.) Впрочем, и стихотворных вещей в этот период было сделано немало.
Две башни - это две точки зрения, и каждый смотрит на то или иное явление именно со своей башни (той, что на Руси колокольня, впрочем). "Тили-тили тесто" - робкая попытка выявить "свою" правду в так ненавидимом мною явлении - как блядство (НЕ извиняюсь за выражение) ради денег (равно, как и блядовитость в любом ее проявлении - пусть и бесплатно). Небольшой отголосок в новеллах "Этюды"; "Шар" - переход от антиблядства к мистике; "Хозяин" же - продолжение традиций "сказулек".
Продолжая лучшие традиции "Сказок, сказочек..." 1996 года. Да и вообще - будто бы отдых ото всей этой "социальщины". Еще не создан роман "Как я был учителем", еще не весь я ушел в анархизм, тем более, не успел отойти от него, еще многие события впереди, многое уже было - как в творчестве, так и в жизни, но "старые добрые" "сказульки" по-прежнему продолжают писаться, наверное, больше оттого, что не требуют особенного напряжения ни духовных, ни душевных сил, ни особенного потрясения. Тем более, нет здесь пока и никаких нравственных посылов. Просто описываю явление - загадочное, невероятное, страшное и т.д. - вот и все. Всем интересно, все довольны, и волков убивать не приходится, и овец резать не нужно. Здесь же и вторая часть "Леди Комбермиер", и "Смерть на площади Победы" - абсолютно неожиданно созданный рассказ, за один день написанный, практически на едином дыхании. Впрочем... кое-кто, вероятно, усмотрит нравственные начала, скажем, в "Нельзя спать" или где-нибудь еще. Что же, так тому и быть. Наверное, уже тогда были предпосылки для слияния жанров и наслоения мистических миров на "вечные" и "проклятые" вопросы.
Начинаю выкладывать по частям свой роман.
Новелла
Еще одна новелла. Второе название не случайно, так как произведение показывает Путь одного предельно конкретно взятого человека, вместе с тем, Путь Человека - в самом широком смысле слова. Символика, метафоры и прочая семиотка не покинут вас до самой последней строчки новеллы.
Тетрадь имеет двойное название. Но в целом - все те же традиции "Сказулек..."
Не знаю, что написать про эту тетрадь. Нет, на самом деле, не знаю. Пусть пока без предисловия останется.
И все это пустует, и все это практически не при деле. При всех неоспоримых достижениях цивилизации, человек все еще поразительно зависит от природы и может существовать лишь в сравнительно идеальных условиях. О колоссальных водных пространствах океанов и говорить не приходится. Пустует, пустует планета. А человек по-прежнему ютится, жмется по крохотным оазисам. И вся планета для него, в сущности, - громадная и опасная пустыня.
Решил написать о нашей педагогической династии небольшое эссе. Год учителя, как-никак.
На список всех тетрадей |
|
Для кнопок и баннеров |