Литературное Дао

Литературное
ДАО
Творческая летопись одного автора
StuhlbergR 1994-2010 ©

Найти: на

HOME
Проза
Стихи
PhotoAlbum
Audio
Прочее...
Ссылки
Гостевая
Почта
ДАО
Четыре шага длиной в династию

Небольшое эссе о нашей педагогической династии. Год учителя, как-никак.

[1]   [2]   [3]

Четыре шага длиной в династию

(Эссе)

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
      ( Л. Толстой)


Комаров Михаил Иванович (1904 - 1941 г.г.)
Учитель начальных классов
Педагогический стаж 15 лет

Солдатами не рождаются,
Солдатами умирают.
(Е. Летов)


Комаров Михаил Иванович 1935 годСтук, стук - еще несколько точных ударов - и каблук ровнехонько встал на свое место. Теперь хоть в бой, хоть на танцы. Долго прослужит. А ночи осенние, холодные, а жить так хочется, даже такими вот ледяными ночами. Человеку всегда хочется жить.

Чтобы хоть немного разогнать подступившую к горлу тоску, Михаил Иванович запел. Он всегда любил петь. Еще когда учился на педагогическом литфаке, произошел случай. Сидел у открытого окна студенческого общежития и пел. Кто-то из товарищей посмотрел вниз - а там - целая толпа народа собралась, и все слушали. Как давно было то жаркое лето - будто в прошлой жизни, из этой ледяной ночи кажется, что и не было никогда.

А потом свадьба, дочь Нина и сын Вася. Как они теперь? Он решил, что, если завтра после атаки останется жив, обязательно напишет им. Когда увидит их теперь? Сядут вместе за стол под уютной керосиновой лампой, расставят шашки… Все тетради уже проверены, аккуратной стопкой отдыхают в углу. Завтра им снова трудиться. Завтра в них будут писать. Ну а пока - пусть отдохнут.

Под песню так хорошо думалось, вспоминалось… И даже сухой клац затвора и желтый патрон в патроннике не вытеснят из души теплые мысли солдата. Солдат. Да, теперь он солдат. Прямиком из сельской школы - в солдаты. Еще каких-то четыре месяца назад все было мирно и он был учителем. Наверное, родиться учителем можно, а вот солдатом - никогда. Это же противоестественно для любого человека - бежать по завтрашнему тяжелому вскомканному полю - чтобы добежать и убить другого, такого же теплого и живого человека.

"Как хочется жить!" - эти слова мой прадед написал в последнем своем письме с фронта. Ему не досталось наград и званий, ему нет даже имени в списке героически павших. "Не числится ни в списке живых, ни в списке погибших" - такая вот формулировка. И кто знает, о чем думал он в ту свою последнюю ночь перед боем, когда пел песню и подбивал каблук?.. В полузасыпанной воронке (шло спешное отступление в Калининском направлении) его односельчанин Сергей Морозов видел тот самый каблук и помнил ту самую песню. Но кто тогда думал, что сам останется жив хотя бы наутро? А жить хотят - все. И кто бы на его месте подошел к воронке, чтобы проверить?

Спустя 69 лет, сидя в теплой мартовской комнате и набивая эти строки на клавиатуре, я в самом деле чувствую себя обязанным сохранить хотя бы немного памяти о том человеке, который был одним из миллионов, в одно безжалостное мгновение сожранных Войной. Война не почувствовала их, каждого по отдельности, но они ее победили. Их не почувствовала Победа, но без них ее бы не было. Как не сидел бы и я вот прямо сейчас, за уютной чашкой кофе у солнечного весеннего окна, как не читали бы это вы.

Война. Войнуха. Войнища. В жизни не только каждого человека, но и целых стран есть теперь два отрезка бытия - до нее и после. Для кого-то - только до… Ну а там, до Войны, - там было рождение в обычной крестьянской семье, деревенская школа и гимназия в Ухолове. Учителя удивлялись математическим способностям юного Миши: многие трудные задачи он решал в уме. Мама умерла рано, так что воспитанием детей занимался отец - Иван Ильич. В начале 30-х годов Михаил Иванович начал работать учителем начальных классов в соседнем селе Покровское. Он терпеливо прививал своим ученикам аккуратность и трудолюбие. В тетрадях - ни одной помарки или кляксы, даже почерки одинаково круглые и ровные.

Своей дочери Нине с пяти лет он давал уже исписанные ученические тетради - обводить буквы. В ее воспоминаниях осталось: лето, она уколола ногу, нога теперь нарывает, а отец несет ее на руках домой.

Михаил Иванович работал за 12 километров от дома, много раз уговаривал жену переехать в Покровское, но та все никак не решалась, почему-то боялась переезда. Так что в каком-то смысле до выходных семью ему заменяла школа и, конечно же, дети в ней. 40 человек в классе - это и по нынешним меркам немало.

Отучился на заочном, в Рязанском пединституте, факультет русского языка и литературы.

А в августе 1941 года - повестка. Он уходил по спелой ржи, и домашние смотрели ему вслед.

Так много можно было еще сделать, многому научить детей. Но осенним днем 41-го кто-то с немецким именем (я, конечно, никогда его не узнаю, и сам он в тот миг всеобщего ужаса и озверенья боя, конечно, не думал, что о нем напишут через 69 лет) рванул спусковой механизм минометного орудия. Мина, собранная на немецком военном заводе, что за сотни и сотни километров от села Покровского, впилась в землю и в короткий миг оставила лишь строки "Как хочется жить!", и воспоминания девочки Нины, которую однажды летом отец нес на руках домой. И ни тот человек в форме мышиного цвета, ни тот рабочий, что бережно снял готовую мину со станка, - понятия не имели ни о Рязанском селе Покровское, ни о моем прадеде. Но оборвали именно его жизнь и его песню. И свою повесть "А на войне меня убили" я начинал примерно с таких мыслей. Но она все еще лежит незаконченной. Как не закончена и судьба моего прадеда - Комаров Михаила Ивановича. Все поиски пока не увенчались успехом. И памятник погибшим в деревне Глинки Ухоловского района, где он родился и жил с семьей, точку не поставил.

(На фото: Комаров Михаил Иванович крайний справа во втором ряду. С коллегами, 1935 г. Единственная сохранившаяся фотография.)




Сафронова (Комарова) Нина Михайловна (род. 1926 г.)
Учитель начальных классов, физики и математики
Педагогический стаж 35 лет

Сердца людские, бейтесь и стучите,
Чтоб главный подвиг в жизни совершить.
В любом из нас всегда живёт учитель
И учит честно и красиво жить.
(В. Кошелева)


Сафронова Нина МихайловнаУчеба - это труд, причем, часто труд тяжелый. Эта истина становится актуальной вдвойне "во времена тягостных испытаний". Но верно и то, что "поколению нулевых" зачастую теперь попросту бесполезно разъяснять, в каких условиях приходилось добывать для самих себя знания их бабушкам и дедушкам. Когда в кармане мобильный телефон, по стоимости превышающий учительскую зарплату, а дома ждет компьютер с восемью логическими ядрами против неказистого школьного, на котором разве что в Тетрис поиграть, то вряд ли, кроме снисходительной улыбки рассказы о том, как писали сочинения на газетных листах между печатными строками, вызовут что-то еще.

А ведь и писали. И углем на газетах, и в промерзших классах при температуре минус десять. И эти знания - действительно добытые. Впрочем, это хорошо, что сегодня дети войдут в теплый и светлый класс и откроют чистые глянцевые тетради, а не исписанную газетную осьмушку. В конце концов, ради этого и жили все предыдущие поколения. Только вот откуда взялась потребительская психология "поколения ноль"? Почему вдруг потерялось ощущение преемственности поколений? И само собой это ощущение не проснется. Перед нами, стоящими у доски сегодня, стоит глобальная задача - пробудить осознание преемственности, чтобы не вышли в жизнь люди со стертой памятью поколений. Глобальной эту задачу можно назвать еще и потому, что именно "детям нулевых" не просто жить в уже совсем близком будущем, но и управлять им, этим будущим.

Нина Михайловна - моя бабушка - родилась в деревне Глинки Ухоловского района в 1926 году. В то время в Глинках еще была начальная школа, и Нина Михайловна отучилась там 2 класса, третий класс пришлось заканчивать в Покровской школе, а четвертый - в Ленинграде. С Почетной грамотой. По случайности, семья уехала из города на Неве, а ведь кто знает, как сложилась бы судьба, останься они там до Войны…

Война настигла уже в Ухоловском районе. В августе 41-го ушел на фронт отец, той же осенью пропал без вести. "На плечи легло…" - штамп избитый; но кто подумает о литературных оборотах, когда и вправду "ляжет на плечи"? Они и не думали, когда легло. Рытье окопов и расчистка железнодорожных путей и аэродрома после школы - это не компьютерная игра Call of Duty после уроков.

Завтра утром я войду в свой небольшой теплый класс, привычно выложу тетради и учебники, необходимые для урока. Послушное электричество взбодрит утренний класс разлившимся ярким светом.

И были они, коллеги и их воспитанники, заходившие в затянутые хрустящей пленкой инея классы, после ночного дежурства, с бесконечными мыслями о тех, кто там; "коптюшки" слегка раздвигают предрассветное утро, освещают замерзшие чернила в "непроливайках", исписанные лоскуты газет… Один учебник на пятерых - это уже маленькое счастье. А цена учебнику - 200 рублей на рынке. Десятиклассница Нина подумала, что лучше сначала заработать на учебники, а уж потом доучиться. Но тетка взяла ее к себе в Покровское и брала учебники у учителей, так 10-ый класс успешно и был закончен.

А еще Нина любила выразительно читать. Должно быть, именно в то время, когда учительница сажала ее за свой стол и давала возможность передо всем классом выразительно прочитать то или иное произведение, впервые появилась мысль пойти по пути отца - учителя начальных классов.

Практически сразу после окончания школы - в 1944 - 45 учебном году - Нина Михайловна стала работать в семилетней школе села Ольхи. Преподавала математику и физику. Коллеги всеми силами помогали ей как молодой учительнице - кто учебниками, кто пособиями, а кто просто добрым словом. Но так хотелось работать в школе родной деревни! Для этого и перешла на два года работать методистом в РОНО, а уж оттуда - в начальные классы Глинковской школы. Карьеристам этого поступка не понять. Ну и Бог с ними. Зато грамотность учащихся стала составлять 0,1 ошибки на человека.

Последние два года своего 35-летнего педагогического стажа Нина Михайловна отработала в Ухоловской средней школе. Сейчас находится на заслуженном отдыхе, но про свое призвание не забывала никогда, помогая советами и делами своим дочерям и внукам, продолжившим педагогическую династию.

(На фото: Сафронова Нина Михайловна.)




Штулберг (Сафронова) Надежда Васильевна (род. 1952 г.)
Учитель истории, немецкого языка, обществознания. Руководитель группы продленного дня. Отличник народного образования.
Педагогический стаж 41 год

В каждом - мудрость талантливо-дерзкая,
У каждого солнышко на крыле…
Учитель - профессия дальнего действия,
Самая главная на Земле…
(Р. Рождественский)


Штулберг Надежда ВасильевнаДля меня Надежда Васильевна не только мама, но и пример самоотверженного трудолюбия. И дело даже не в том, что проработать в одной школе 41 год - уже по-своему трудовой подвиг. Она во всем, абсолютно во всех сферах своей деятельности показывает образец упорства ради достижения цели.

1969 год. Моей маме 16 лет. Солнечный сентябрьский день и еще почти лето. Каждый день несколько километров до школы и обратно - их не замечаешь, если там, куда ты идешь, тебя любят и ждут. Она начинала свой трудовой путь вот с этих километров. Руководителем группы продленного дня. Еще вчера школьница, она, как никто другой, была способна вникнуть в жизнь и дела ребят, проникнуться их проблемами и радостями. И те отвечали взаимностью. Выбегали на окраину села встречать свою молодую руководительницу; а уж донести до школы ее портфель или сумку - вот было настоящее счастье!

Через год Надежда Васильевна поступила в Рязанский Педагогический Институт на историко-правовой факультет, но работу в школе не оставила. Иногда можно столкнуться с мнением, будто заочное обучение - это нечто второсортное. Достаточно посетить хотя бы один - самый обычный, не "открытый" - урок Надежды Васильевны, чтобы раз и навсегда убедиться в несуразности подобного утверждения.

Хотя сама мама и говорит, что все ее предметы для нее одинаково любимы, мне все же кажется, что к истории у нее особенное отношение. Достаточно взглянуть на ее библиотеку исторической литературы, насчитывающую уже больше двух сотен книг. Что же, как известно, "даже учитель не кончил учиться". Для учителя истории в наше время это актуально вдвойне. Сколько уж раз за последние два десятилетия были переписаны и пересмотрены важнейшие исторические вехи нашей страны. Сколько раз была переписана с нуля образовательная программа по истории… И за всем надо уследить, всегда "держать руку на пульсе".

Сколько ярких и неординарных внеклассных мероприятий было проведено за это время! Не утихает и поисково-краеведческая работа на школьном историческом кружке. Уже собран небольшой музей старинных вещей. Более сотни экспонатов были собраны стараниями односельчан и учащихся.

Погружение в историю - вот главный девиз историка. И выполнить это погружение нужно не одному, а вместе с ребятами. Любовь и даже талант к выразительному артистическому чтению здесь помогает не только прочувствовать каждой клеточкой души обстановку и настроение того или иного времени, но и ощутить себя в роли Александра Великого или царя Дария, Петра Первого или одного из его многочисленных стрельцов, кузнеца из города Козельска, перекрестившегося перед последней битвой с черным татарским войском, или, быть может, односельчанина по соседству, прошедшего нелегкий путь Великой Отечественной…

Несколько раз мама занимала призовые места в конкурсе чтецов художественных произведений.

Вырастить и воспитать двух сыновей в одиночку - труд нелегкий. Но она и в материнской доле показала пример. Мы с братом бесконечно благодарны ей за… за все. Самые главные уроки - жизненные - она дала и продолжает давать на "отлично".

(На фото: Штулберг Надежда Васильевна с учениками в летнем школьном лагере.)



Штулберг Райво Раймондович (род. 1978 г.)
Учитель физики и математики, немецкого языка
Педагогический стаж 8 лет

Штулберг Марек Раймондович (род. 1978 г.)
Учитель русского языка и литературы, немецкого языка, изобразительного искусства
Педагогический стаж 7 лет

Тысячи разных имеют общее:
каждое - одно.
Одно - значит целое.
Целое - есть единое.

Разбери колесницу на части -
рассмотришь части, но где колесница?
(Лао Цзы "Дао Дэ Цзин", трактат 39)


Брат поднимается рано - около шести утра. Ему ехать за 10 километров в Покровскую школу. Каждый день и в любую погоду. Обратный путь нередко приходится проделывать и пешком. Мне же в этом отношении повезло больше: школа находится всего лишь метрах в ста от дома. И преподаем мы, казалось бы, совершенно неродственные предметы - Марек гуманитарной направленности, я - математической. Но различия эти не имеют ровным счетом никакого значения, как надуман некий "спор физиков и лириков"; к общему делу надо подходить всесторонне. А общее дело для всех нас - подготовить к жизни новое поколение. Каждый день, каждую минуту, урок за уроком, четверть за четвертью, год за годом - складываются по кирпичикам храмы и дворцы знаний в душах и головах детей; от фундамента, заложенного еще до школы, и до прекрасного шпиля на крыше, без которого возведенный дворец будет несовершенен. Каждая минута в школе - это кирпичик, не такой заметный издали, но без которого не будет и самого здания. И, если писатель - это "инженер человеческих душ", то учитель - и архитектор, и чернорабочий каменщик все тех же душ.

И есть что-то неизъяснимое в каждом новом утре начинающегося рабочего дня. Класс еще пуст и тих. Что будет происходить в нем сегодня? Какие мысли будут кружиться над партами? Марек входит в свой класс, как более полувека назад входил наш прадед - Михаил Иванович. Может, это не случайно?.. Времена другие. Детские глаза - все те же.

Иногда вспоминается начало пути, который привел нас с братом сюда. Спасский педагогический колледж, законченный в 1998 году (начальные классы и иностранный язык), РГПУ (факультет русского языка и литературы). Хотя нет, все начиналось гораздо раньше, когда мама вечерами проверяла тетради, готовилась к предстоящим урокам. В одиозные 90-е прошлого века так непросто было сделать верный выбор. Мало кто сделал его в пользу педагогической профессии. Да и теперь учитель - не самая престижная профессия. Да, в такие времена в школе случайных людей практически не встретить. Вряд ли случайный путь приведет к осознанному выбору. Так когда же произошел этот выбор? Может, еще в детстве, когда поездки в Геленджик, к Черному морю и в Солотчу пробудили тягу к новым впечатлениям и знаниям? Ведь, ежедневно общаясь с детьми, сам молодеешь, более того - приходится самому непрестанно учиться, удивляться и набираться знаний вместе с подрастающим поколением.

Наверное, поэтому и увлечения у нас созидающие. Марек очень хорошо и охотно рисует, все стенды не только в своем классе, но и многие в школе оформил самостоятельно. А знание компьютера только расширили кругозор - компьютерная графика и компьютерный дизайн в современном мире стоят на том же уровне значимости (а, может, и выше), как в свое время живопись и оформление традиционными изобразительными средствами.

Я увлекаюсь литературой (сам немного пишу), программированием. В настоящее время нашел применение своим способностям в области создания компьютерных игр. Ведь игрострой объединяет в себе такие многосторонние направления культуры, как литература (создание персонажей и сюжетов), изобразительное искусство (гейм- и левелдизайн), музыка и, конечно же, программирование и математика (расчеты физики игровых двигателей). Это так увлекательно - создавать собственные миры! А уж создание собственных методических игр - это, как говорится, сам Бог велел.

Да и обучение в музыкальной школе в свое время не прошло бесследно. Красота, как известно, живет в музыке, а музыка - не только в красоте, но и в любом творчестве.

Штулберг Марек
Штулберг М.Р.
на конкурсе
Учитель года 2010
    Штулберг Райво
Штулберг Р.Р.



И еще несколько шагов…

К сожалению, в рамках данного эссе невозможно всесторонне и глубоко раскрыть жизнь всей династии, включающую в себя не только перечисленных выше родственников по прямой линии, но и многих других людей. Признаться, я сам был поражен в свое время "динстическим древом". Тем не менее, чувствую себя обязанным хотя бы просто перечислить их. Мы с братом находимся на самой верхушке этого древа, которого не было бы без корней.

Я глубоко убежден, что каждое поколение должно добиваться новых высот, опираясь на достижения своих предков. Новые высоты должны быть непременно. Иначе общество не двигалось бы вперед. Но значимые достижения возможны лишь с прочной опорой на фундамент бесценного опыта поколений предыдущих. Нет, мой брат не повторяет судьбу своего прадеда, работая более, чем через полвека, в той же школе. И на самом деле не так уж важно, кем по профессии станут наши дети и внуки. Чтобы быть Учителем, вовсе не обязательно стоять у доски с указкой. Чтобы подсказать верный путь человеку, можно быть кем угодно в профессиональном плане, ведь глубинная роль учителя - это помочь в выборе своего Пути.

Итак:
Комаров Михаил Иванович - учитель Покровской школы. Погиб на фронте во время Великой Отечественной.

Волкова Татьяна Ивановна - его сестра. Учитель русского языка и литературы в Покровской школе, завуч в Ольховской школе.

Веселова Анна Николаевна - его жена, учитель математики, ветеран Великой Отечественной.

Волков Семен Андреевич - заведующий школой в Горках, учитель в Покровской школе. Ветеран ВОВ.

Волков Николай Семенович - учитель музыки и рисования в Покровской школе.

Волкова Людмила Семеновна - воспитатель в детском саду города Ульяновска. Ветеран ВОВ.

Комарова Евдокия Алексеевна - воспитатель детского сада.

Веселов Геннадий Михайлович - директор Максатихинской школы в Калининской области, учитель математики.

Веселова Ольга Николаевна - учитель начальных классов в Покровской школе и в городе Кронштадте. Участник ВОВ.

Веселова Антонина - учитель иностранного языка.

Сафронова Нина Михайловна - учитель в Ольховской (физика, математика) и Глинковской (начальные классы), Ухоловской школах, методист РОНО, директор Глинковской школы.

Штулберг Надежда Васильевна - учитель немецкого языка, обществознания и истории в Ольховской и Покровской школах. Воспитатель группы продленного дня. Отличник народного образования.

Пылаева Вера Васильевна - учитель математики в Ольховской школе, учитель начальных классов в Подлипковской школе Касимовского района. Отличник народного образования.

Пылаев Борис Иванович - учитель русского языка и литературы в Волынщинской, Подлипковской и Ольховской школах.

Пылаева Анна Сидоровна - учитель начальных классов в Торбаевской и Болотцинской школах Касимовского района.

Пылаев Иван Тимофеевич - заведующий Торбаевской школы, учитель русского языка Болотцинской школы.

Пылаева Валентина Ивановна - учитель начальных классов в Касимовском районе и в Усть-Каменогорске.

Пылаевы Игорь Борисович и Владимир Борисович - закончили Касимовское педучилище.

Штулберг Марек Раймондович - учитель русского языка и литературы, ИЗО и немецкого языка в Покровской школе. Автор программы кружкового объединения "Компьютерная графика в изобразительном искусстве".

Штулберг Райво Раймондович - учитель физики, математики, немецкого языка, преподаватель культурологического цикла в Ольховской школе.

Общий педагогический стаж династии - около 200 лет.


Сбор фактического материала - Штулберг Н.В., Сафронова Н.М.
Литературная обработка и дизайн - Штулберг Р.Р.
Оформление фотоматериала - Штулберг М.Р.

март 2010

[1]   [2]   [3]


На список всех тетрадей               Вверх

Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!
(А.И. Солженицын Нобелевская лекция)
Четыре шага длиной в династию

ПК-ностальгия

Сайт Татьяны Полукаровой

Для кнопок и баннеров Rambler's Top100 Каталог Ресурсов Интернет Яндекс цитирования
Материал, представленный на данном сайте, является интеллектуальной собственностью автора и охраняется Законом РФ "Об авторских и смежных правах". Любое незаконное копирование, распространение на носителях и перепечатка без явного разрешения автора является уголовно наказуемым деянием.
Hosted by uCoz